Главная arrow книги arrow Копия Глава 6. Поиск в условиях противодействия arrow Библиографические и исторические заметки
Библиографические и исторические заметки

Первые программы для игры го были разработаны немного позднее по сравнению с программами для шашек и шахмат [906], [1281], а их развитие происходило более медленно. Райдер [1334] использовал подход, основанный исключительно на использовании поиска в сочетании с всевозможными методами избирательного отсечения для преодоления колоссального коэффициента ветвления, характерного для этой игры. Зобрист [1650] применил правила "условие—действие", которые способны предложить приемлемые ходы при обнаружении известных шаблонов. Рейтман и Уилкокс [1280] добились хороших результатов, сочетая применение правил и поиска, поэтому большинство современных программ было разработано на основе этого гибридного подхода. Мюллер [1103] подытожил современное состояние работы в области компьютеризации игры го и привел в своей книге много ссылок. Анше-левич [33] использовал подобные методы для создания программы для игры гекс. Описания современных разработок можно найти в журнале Computer Go Newsletter, который публикует организация Computer Go Association.

Работы по компьютерному ведению игры появляются во многих разных источниках. В трудах конференции Heuristic Programming in Artificial Intelligence, имеющей довольно дезориентирующее название, публикуются отчеты о компьютерных олимпиадах, в рамках которых проводятся весьма разнообразные игры. Имеется также несколько отредактированных сборников важных статей об исследованиях в области ведения игр [920], [921], [988]. Международная ассоциация компьютерных шахмат (International Computer Chess Association — ICCA), основанная в 1977 году, публикует ежеквартальный журнал ICGA Journal (который раньше носил название ICCA Journal). В серийно выпускаемой антологии Advances in Computer Chess публикуются важные статьи, начиная со статьи Кларке [268]. В томе 134 журнала Artificial Intelligence (2002) содержатся описания современных программ для шахмат, "Отелло", гекса, сёги (японские шахматы), го, нард, покера, Scrabble™ ("Эрудит") и др.